МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 5 Г. ЛЕРМОНТОВ

       ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(с изменениями)

МБОУ СОШ №5

на 2012 – 2016 годы.

 

 Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы достижения этих целей и результатов.
    
    1. 1.  Пояснительная записка
    
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№5 г. Лермонтова Ставропольского края осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (Совет школы), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа (муниципальное) и вида (средняя общеобразовательная) образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, отражённых в концепции развития школы.
    
    Основная образовательная программа начального общего образования для школы, работающей по УМК «Школа 2100», « Планета знаний», Школа России» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
    
    Главная задача школы заключается в том, чтобы давать знание и опыт, позволяющей стать открытой, перспективной личностью, способной к непрерывному самосовершенствованию и выбору своего будущего.
    
    Цель школы: формирование социально-компетентной личности, способной к непрерывному образованию.
    
    Приоритетные направления школы:
    
    ·   Совместная деятельность педагогического коллектива, семьи, социальных партнёров направленная на формирование ключевых компетенций обучающихся в свете требований новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).  
    
    ·   Система воспитательной работы в школе ориентирована на личностное развитие ребенка.
    
    Стратегические задачи школы:
    
    1. Консолидация усилий педагогического коллектива, семьи, социальных партнеров, направленных на формирование ключевых компетенций обучающихся в свете требований новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).
    
    2. Организация  образовательной среды для проявления компетентности участников образовательного процесса.
    
    3. Обеспечение качества  образования МБОУ СОШ № 5 в соответствии индикаторам качества муниципальных услуг по программам начального, основного, среднего (полного) общего образования.
    
    Стратегические направления работы школы:
    
    1.  Создание условий для эффективного перехода на обучение по новым государственным образовательным стандартам (ФГОС).
    
    2.  Обновление  воспитательной системы  в соответствии с проектом «Наша новая школа». Организация новых форм внеурочной деятельности.
    
    3.  Создание системы поддержки талантливых детей.
    
    4. Создание школьной системы мониторинга оценки качества образования в соответствии с требованием новых  государственных образовательных стандартов (ФГОС).
    
    5. Развитие школьной инфраструктуры в свете требований проекта «Наша новая  школа».
    
    Общая характеристика Образовательной программы.
    
    Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
    
    К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
    
    личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
    
    метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
    
    предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
    
    В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
    
    ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
    
    обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
    
    опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
    
    - технологию формирования типа правильной читательской деятельности   
    
    (технологию продуктивного чтения),
    
    - проблемно-диалогическую технологию,
    
    - технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
    
    Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это:
    
    - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
    
    - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    
    - единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    
    - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностями развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
    
    - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
    
    - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
    
    - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
    
    - содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
    
    Цель ООП НОО:
    
    Формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий  и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО.
    
    Задачи ООП НОО:
    
    1. Спроектировать  содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта. (Из требований к структуре-содержанию)
    
    2. Обеспечить целостность образовательного процесса обучающихся путём создания  комфортной развивающей образовательной среды начальной школы. (Из требований к условиям)
    
    3. Осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы  
    
    Общая характеристика ООП НОО
    
    Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
    
    -  с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
    
    -  с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
    
    -  с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
    
    -  с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
    
    -  с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
    
    -  с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
    
    Учитываются следующие характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
    
    -  центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
    
    -  развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
    
    К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
    
    -  личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
    
    -  метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
    
    -  предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
    
    Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.
    
    Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения
    
    В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
    
    -  закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
    
    -  формируются универсальные учебные действия;
    
    -  развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
    
    Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
    
    Специфика и технологии обучения
    
    Основная образовательная программа предусматривает:
    
    • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
    
    • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
    
    • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
    
    • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды;
    
    • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
    
    • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
    
    • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
    
    В школе применяются следующие технологии деятельностного типа:
    
   1.  Информационно-коммуникационные технологии;
   2.  Развивающего и проблемного обучения;
   3.  Проектно-исследовательские;
   4.  Технология использования игровых методов;
   5.  Технология дифференцированного обучения;
   6.  Здоровье сберегающие технологии и др.