1. Вставь безударные гласные:
Цв...точки, хр…нил, скв…рцы, бл…ны, пч…ла, кр...сота, т…жёлый
2. Подчеркни главные члены предложения и надпиши части  речи, выпиши словосочетания По берегам речки растут осины.
3. Поставь ударение в словах. Подчеркни одной чертой  имена существительные.
лесной, берёзка, цветочки, весенний, прибежала, ельник
4. Вставь, где надо, Ь.
Пахн…ет  шерст…ю  волч…ей
У пен…ка с поганками.
Шли волч…ата ноч…ю
Лунными пол…янками.
   З. Александрова

1. Вставь пропущенные буквы:
Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды. Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами. Весной птицы вернутся д…мой.
2. Подчеркни главные члены предложения и надпиши части  речи, выпиши словосочетания
К лесному ручью вышла рыжая лиса.
3. Раздели слова на слоги.
конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник
4.. Раздели на слоги слово  красный. Запиши все возможные случаи переноса этого слова

1. Вставь пропущенные буквы:
Жил в Одессе чёрный ко… .
Он зале… на парохо… .
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… .
Ю. Мориц
2. Раздели слова на слоги.
конверт, окуньки, цветочки, весенний, клеёнка, ельник
3.Запиши все возможные случаи переноса слова дождевой.

1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы.
Р…ка  ш…рокая, а ручей _____________.  Камень т…жёлый, а пух ____________.
Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник  ни…кий, а ду… _________.
2. Подчеркни главные члены предложения и надпиши части  речи
Ракета полетела в космос.
3. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Уползёт, края, соболь, океан, жареный, тетрадь, осёл, учитель, Егор
4. Обведи в кружок нужную букву.

Около будки лежит  (П,п) ёс  (Ш,ш)арик. По двору бежит (К,к)отенок  (Б,б)арсик. За

забором мычит (К,к)орова и гогочут (Г,г)уси. На лугу пасётся (К,к)оза (З,з)орька.


1. Вставь пропущенные буквы.
У ко…ки Мурки мя…кие ла…ки и острые зу…ки.  Лоша…ка беж…т  по у…кой доро…ке.
2. Подчеркни главные члены предложения и надпиши части  речи:
Воробей клевал крошки хлеба.
3. Вставь, где надо, Ь.
Улич…ный, пузыр…ки, Жанноч…ка, скуч…ный,  ёл…ки, сил…ный, оч…ки.
4. Напиши слова во множественном числе.
Чиж - _______________
Этаж -_______________
Алёша - _____________
Малыш-_____________

1. Обведи в кружок нужную букву.
Век без ош(ы,и)бки не прож(ы,и)ть. Сам погибай, а товарищ(а,я) выруч(а,я)й. Волки рыщ(у,ю)т, добыч(у,ю) ищ(у,ю)т.
2. Подчеркни главные члены предложения и надпиши части  речи.
Маленькая кошечка сидит на ступеньке.
3. Вставь пропущенные буквы.
Компа…
Когда с тобою этот дру… ,
Ты можешь без доро…
Шагать на север и на ю…,
На запа… и восто… .

4. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков.
Клюнуть - ______б.,______зв.
ожерелье -_______б.,________зв.
южный - _______б.,______зв.
армия-______б.,_______ зв.

1. Раздели слова на слоги.
Поставь знак ударение. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.
Июнь, тюльпан, плюс
2. Придумай и запиши имена собственные:
Город _____________, собака ___________, попугай _____________, улица _____________, река______________.
3. Вставь пропущенные буквы.
Холо… сковал землю. Под ногами хрустит сне…. Моро… щиплет щёки и но… .
4. Из слов составь и запиши предложение,  подчеркни главные члены предложения и надпиши части  речи.
окнах, нарисовал, на, узоры, мороз, сильный

1. Поставь ударение.
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Г. Ладонщиков
2. Вставь пропущенные буквы:
В л…су зв…рьки г…товятся к з…ме. Птицы ул…тают в тёплые края. Белоч…ка суш…т на ветвях д…ревьев гр…бы. Ёж…к спеш…т в свою норку. Мы…ка запасает з…рно.
3. Рядом с одушевлёнными существительными поставь галочку синим, рядом с неодушевлёнными – зелёным.
пираты            работа
Волга                лимон
змея                   вагон
охрана            Анечка
4. Из слов составь и запиши предложение, подчеркни главные члены предложения и надпиши части  речи.

ёжик, по, бежит, тропинке, колючий, узкой, быстро

1. Поставь ударение.
Раздели слова на слоги.
Зонтик, урожай, карандаш, утята, животные, шофёр, лейка, пеньки.
2. Зачеркни лишнее слово в каждой строке. Найди и выдели в словах общий корень:
Школа, школьник, школьный, пришкольный, ученик.
Лес, лесной, лесник, лесничество, залезет.
Свет, светлый, светит, цветной, просвет.
3. Вставь пропущенные буквы.
Л…стопад, т…рять, взгл…ну, ш…пну, л…док, пр…мые, вскр…чал, ж…рища.
4. Из слов составь и запиши предложение, подчеркни главные члены предложения и надпиши части  речи.
лужами, двор, покрыт, широкий, большими

1. Поставь точки под гласными.
В первом предложении подчеркни главные члены предложения и надпиши части речи.
 Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
З. Александрова

2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.
Хлопок ___________________________________________________
Силёнка __________________________________________________
Индейка - _________________________________________________
Якорь - ___________________________________________________
3. Поставь в словах красным точки под гласными, зелёным - под мягкими согласными, синим – под твёрдыми согласными.
платье, коньки, ягода
4. Вставь пропущенные буквы.
В л…су на поляне поспела з…мляника. Её яг…ды очень сла…кие. А в…ренье из них вку…ное и ароматное.

1. Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука.
Дождик на луже рисует картинку,
Светлую, лёгкую – как паутинку.
Если в неё заглянуть с высоты -
То на картине появишься ты.
А. Пинегин
2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса.
звенья ___________________________________________________
глотаю __________________________________________________
союзник - _________________________________________________
язык - ___________________________________________________
3. Вставь пропущенные буквы. Измени слова по числам.
Р…га - ______, эт…жи- _________, пч…ла-_________, …гла - _______.
4. Обведи в кружок нужную букву.
К Ване пришёл поиграть дру(г,к)  Оле(г,к) . У Олега тан(г,к). А у Вани кама(з,с). После игры мальчики пошли есть пиро(г,к) и пить со(г,к).

Алфавит.
№ 1. Напишите слова в алфавитном порядке, поставьте знак  ударения:
Арктика, каюта, олень, ягель, Мурманск, полюс, айсберг, Кола, залив, вьюга, сопки, сосна, ягода, берёза, рябина, брусника, черника, морошка, ель, ёлка.  

 
Предложение. Подлежащее и сказуемое.
№ 2.  Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова.
Какие цвета  использует автор при описании осеннего леса? Подчеркните главные члены.
Осенние наряды.
Нарядились в красный сарафан.........Почистила свою белую юбочку.... Надел  красавец - ...........жёлтую рубашку. Стройная .........расправила складочки  на зелёном нарядном платье.
№ 3. Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова,
подчеркните главные члены предложения. напишите своё вступление к тексту.
Лес поздней осенью.
Тонкий туман ....... над жёлтыми полями. В мягком воздухе........... осенний аромат. Сквозь обнажённые сучья деревьев ...... небо.  На деревьях ..... последние золотые листья.
Слова для справок: белеет, висят, расстилается. разливается

Разделительный мягкий знак (Ь)
№  4. Спишите, вставьте пропущенные буквы:
Какое время самое красивое в Заполяр. .е?  На этот вопрос  трудно ответит..., так как каждое по - своему прекрасно. Лето -  лазур... ю озёр, а зима - неповторимыми полярными сияниями. Весна - яркост...ю солнца, а осен.... - щедра и на солнце, и лазур... озёр,  и на рябиновые грозд...я.

  №5.  Измени слова по образцу:
Соловей - соловьи, муравей - .............., перо - .................., лист - .............., дерево - ................, брат - ................., друг - ..................., крыло - ........., ручей - .................., воробей - ...............

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова и перед согласными
№ 6. Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет. Напиши их.
Морозы, голуби, паруса, народы, шкафы, рукава, карандаши, лошади, флаги, стрижи.

№ 7. Спишите стихотворение, подчеркните слова со звонкими и глухими согласными, которые требуют проверки.
Зимой в лесу.
Ели надели белые шапки,         

спрятали в варежки колкие лапки...                                                                  

Скачет под ёлками белый зайчишка,                                                                             

белый зайчишка в лёгком пальтишке.                                                                          

Ни рукавиц у косого, ни шапки,                                                                                          

греют его только быстрые лапки.

Правописание безударных гласных в корне слова
№ 8. Выпиши   слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Лес, лесной, гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, огурец, стена, окно, полянка, листок, листик.

№ 9.  Спиши, вставляя пропущенные гласные, (устно подбирая проверочное слово), подчеркни орфограмму.
Пришла  х..лодная з..ма. Наступили сильные м_розы. Снег  покрыл все тр…пинки и п…ля.  Птицы  з_мой  г_л_дают.  Мальчики сделали для птиц  к_рмушки. Девочки насыпали  з.. рно и  хл…бные крошки. Как  х_р_шо,  что у птиц есть наст_ящие друзья!

№ 10. Вставить пропущенные буквы и записать в скобках рядом с этими словами проверочные слова.
В…сной(              ) разл…лась(              ) р…ка(              ).  В..да(              ) зат…пила  (          )    лес и луга.  Б..да (              )пришла к зв..рькам(              ). В..да хлынула в их жилища.  Крот вылез из-под з…мли(              ) и пустился вплавь. Вот и берег. Здесь кр…ту (              )не стр…шна(              ) в..да.
№ 11. Записать предложения так, чтобы   получился  связный  рассказ, озаглавьте его. Вставить пропущенные буквы.
В одном   л..сочке  ж…ли  зайцы на лужайке.                             

Опасный враг проник в л..сок!                                                                                       

Но вот на б..р..гу  л..сной  р…ки   п ос…лилась   л…сица.                              

Они  р..звились  на чистом воздухе в л..су.                                                       

Зв..рьки, заприте  св..и  норки  на замок!

№ 12.  Поставь ударение, выдели корень, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.
кольца, колечко – к-льцо                    рябенький, рябина – р…бой             
следом, следы – насл…дить               скрип, скрипучий – заскр…пел
ледяной, лёд – л…док                         тёпленький, тепло – пот…плело
зелень, зеленоватый – з…лёный        снег, снеговик – сн…жинка  
кормушка, накормит – к…рмить       котята, котик – к…тёночек
бедняк, бедный – б…дняжка             топить, растопка – раст…пил
часики, часовщик – ч…сы                  крикнул, крикун – закр…чал
звонкий, звонок – позв…нить            пляска, расплясался – пл…сать

№ 13. Списать, вставить пропущенные буквы:
Дружная весна.
Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался в тени леса. На л..сных озёрах треснул лёд. Мутная вода зат..пила ни..кие м…ста. По д..рогам журч..т шумные ручьи. Кругом  луж…. Весело кричат вороб..и. Л..тят домой птицы. Все рады весне.
Подчеркнуть главные члены предложения в 1 – 5 предложениях.
    
Дождь.
Кр…сив наш лес! В л..су много грибов и ягод. В л…сном озере цв..ли лилии. Однажды мы собирали в л..су з..млянику. Вдруг подул ветер. Зашумели деревья. Хлынул сильный дождь. Густая ель укрыла нас от д..ждя. Скоро дождь утих. Забл..стели на тр..ве д..ждинки.
Подчеркнуть главные члены предложения в 5 – 7 предложениях.

Весна.
Настали ч..дные деньки. В лесу журч…т в…сёлые ручейки. У крыльца пуш…стая травка. В сад вернулись скв..рцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вь..т гнёзда. На лужайках много цв..тов. Дети рады т..плу и в..сне. За р..бятами беж..т с…бака Белка.
Подчеркнуть главные члены предложения в 1 – 5 предложениях.

Весной.
Наступила в..сна. Солнышко шлёт на землю свет и т..пло. Звонко звучит капель. Журч…т в..сёлые руч..и. Уже зазеленела травка. На лугу пасут к..ров и коз.  Федя и Борис идут в рощу. Роща шумит з..лёной листвой. Мальчики увидели ландыши. Как х..рошо пахнут белые ландыш..!
Подчеркнуть главные члены предложения в 1 – 5 предложениях.

Кораблик.
Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает ч…стая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацв…ла мать-и-мачеха. Пуш…стые сугробы снега исчезли. Весело беж..т звонкий ручей. У Никиты в руках к…раблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.

Подчеркнуть главные члены предложения в 1 – 5 предложениях.
Выписать два слова с безударной гласной, написать проверочные к ним.